«Ведь эта память – наша гордость, наша сила…».
Оренбургский драматический театр им. М. Горького в годы Великой Отечественной войны.
Автор: Мария Рябцева.
Рассказывая о деятельности артистов области, участников
Сколько же театров функционировало на территории области в годы войны? Обратимся к архивным источникам. Благо, что Оренбургский областной архив располагает ими. Сохранились отчеты о деятельности театров на территории области в период с 1941 по 1944 гг. (
Театры, работавшие на территории Оренбургской области в
1. Чкаловский областной драматический театр им. М. Горького
2. Областной театр оперетты (театр работал в Орске и на площадках области)
3. Орский передвижной драматический театр
4. Бугурусланский драматический театр
5. Татарский колхозный театр
6. Областной театр кукол
7. Пономаревский драматический театр.
8. А также артисты и музыканты филармонии и клубной самодеятельности.
В годы войны Чкалов (так назывался в то время Оренбург) стал центром «культурной» эвакуации. На территории нашей области также работали эвакуированные из разных городов Советского Союза театры:
1. Ленинградский академический Малый театр оперы и балета (Малегот), (г. Чкалов)
2. Сумский театр им. Щепкина (г. Бузулук, г. Медногорск)
3. Рязанский драматический театр (г. Бузулук)
4. Харьковский театр им. Кропивницкого (Шарлык, Абдулино)
5. Ростовский областной театр миниатюр
6. Ростовский театр Красной Армии
7. Черновицкий украинский театр (Сорочинцы)
8. Московский театр им. Ермоловой.
И зритель безотказно шел в театр, более того, как отмечает Г. Незнамов, «зритель требовал, чтобы коллективы театров работали как оборонные предприятия. Зритель ждал не отдыха, а ответа на волнующие вопросы, которые выдвинула перед ним военная обстановка. Театр стал не частью, а важнейшей потребностью быта, жизни». При этом, по признанию Г. Незнамова, «война не только не задержала творческого роста наших кадров, но многие работники искусства за это время достигли большой творческой зрелости». В 1943 году при драмтеатре была открыта первая театральная студия, руководителем которой был назначен главный режиссер театра Павел Борисович Харлип. Именно в военные годы было положено начало педагогической театральной традиции в Оренбурге. (Следующий набор студийцев состоялся в 1946 году, а затем в 1962 и 1966 — уже как филиал
Наряду с работой на стационарной сцене театра артисты были активно заняты в
За время войны в
Если оглянуться на эти тяжелые и трудные для нашей страны годы, можно увидеть все: нищету, голод, смерть, горе, самоотверженный труд. Но также это время лучится братством, патриотизмом, чувством единства! И искусство в годы войны скрепляло эти ощущения воедино!
В роковой для нашей страны июнь 1941 года Чкаловский драматический театр был на гастролях в казахском Уральске. Труппа театра была срочно отозвана с гастролей, а в области сразу же началась мобилизация. Были мобилизованы и многие артисты театров. Из стен Оренбургского драматического театра ушел на защиту Родины актер Иван Яковлевич Бражников, служивший
Уже 15 августа 1941 года в областном драматическом был открыт первый военный сезон. Премьерами его стали спектакли «Парень из нашего города» (К. Симонов), «Машенька» (А. Афиногенов), «Шел солдат с фронта» (В. Катаев), «Фельдмаршал Кутузов» (В. Соловьев), др. Еще не были написаны пьесы антифашистской тематики, поэтому коллектив театра (как и многие другие труппы) обратился к пьесам о гражданской войне, войне 1812 года, русской классике, где звучали идеи объединения и патриотизма, любви и торжества справедливости. Только в первый год войны было поставлено 12 спектаклей! (Для сравнения: сейчас за один театральный сезон бывает до 5–6 постановок.)
Одним из ярких спектаклей театра был «Олеко Дундич» по пьесе А. Ржешевского и М. Каца. В основе лежали события войны
В личном архиве артиста Виктора Агеева хранилось, как драгоценная реликвия, письмо фронтовика: «… Не могу не выразить вам своих глубоких чувств и признательности за хороший, виденный мною спектакль, в котором вы так мастерски создали образ Ленина. Велико наше искусство! Оно воспитало в нас чувство беззаветного служения Родине и увлекает на благородные подвиги во имя Отчизны… Павел Гарбарь».
Актриса Мария Полетаева запомнилась зрителям в образе Шуры Азаровой из спектакля
Главный художник театра Серафим Николаевич Александров (по воспоминаниям его дочери Майи Серафимовны) сутками пропадал в театре, готовя эскизы, макеты, декорации к следующей премьере. А премьеры шли одна за другой. И часто, едва открывался занавес, зрители аплодировали сцене, восхищаясь ее убранством. Серафим Николаевич говорил, что самый большой для него труд: придумать, из чего сделать декорации, чтобы было удобно менять и красиво выглядело. Ведь средства на новые постановки выделялись весьма скудные. Из «Письма Главного Управления театров»: » В подготовке спектакля необходимо проявить максимум изобретательности, вкуса, культуры, необходимо повышать требовательность к актеру, режиссеру, художнику. Чем меньше имеется возможностей и постановочных средств, тем большую изобретательность и творческую выдумку должен проявить художник, тем выше должна быть его квалификация». И художник творил, изобретал, создавал!
Это были годы напряженной и фанатичной работы и артистов, и театральных цехов, объединенных общей идеей — выстоять и победить. За 4 года в театре драмы (под руководством директора
Режиссером спектакля «Горе от ума» был Алексеев, постановщик Ленинградского оперного театра. Но в силу полного отсутствия материалов по оформлению спектакля, его премьера состоялась много позже запланированной даты. Режиссеру Алексееву так и не удалось увидеть свое «детище» в свете рамп, так как в 1944 году Ленинградский театр был реэвакуирован. В областном архиве сохранился документ, свидетельствующий о том, что для выпуска спектакля «Горе от ума» требовалось: шелка — 250 метров, подкладочного материала — 200 метров, а также кожи для изготовления обуви. А для оформления сцены облдрамтеатра, в связи с полной изношенностью падуг, боков, задника необходимо бархата — 600 кв. м. Не успели выпустить спектакль и в декабре 1944 года к
В 1945 году четырем актерам театра драмы было присвоено звание заслуженных артистов РСФСР. Это — Виктор Агеев, Александра Садовская, Борис Щукин, Михаил Куликовский. В 1946 году
Война закончилась. Многие артисты потеряли своих родных и близких. Погиб сын актрисы
В
В 1962 году в Оренбург приехал замечательный артист, ставший впоследствии народным артистом РСФСР Александр Михалев. В годы войны
Холодное дыхание войны коснулось всего населения нашей страны, оставило в душе выжженную дорожку горя и страдания. Помогало выжить искусство — и зрителям, и артистам — заряжало силой и стойкостью!
После войны заново отстраивались города, собирались заводы, создавались организации. В Оренбурге уже в 1947 году открылся театральный сезон в новом отстроенном здании драматического театра. Приоритетное строительство храма театрального искусства — безоговорочное признание его высочайшей миссии и в тяжелое послевоенное время. Театр открыл новую страницу своей творческой биографии, сохраняя вечную память о войне и героях того времени!
Из воспоминаний артистов:
В архиве Оренбургского драматического театра остались воспоминания о войне наших артистов, уже ушедших из жизни и ныне здравствующих. Эти воспоминания, как искорки, для нас становятся яркими штрихами к истории о военном времени.
Из воспоминаний заслуженной артистки РСФСР Ирины Федоровны Щегловой (1898 — 1989 гг.):
— Во время Великой Отечественной войны я была актрисой драматического театра в городе Куйбышеве. 29 октября 1942 года я выехала в Москву с фронтовой бригадой артистов Куйбышевских театров и филармонии. Вместо обычного аккордеона мы взяли с собой «Малютку» — маленькое пианино с клавиатурой в 3 октавы. С волнением покидали мы Куйбышев: интересен ли будет бойцам наш концерт? Как зазвучит наша «Малютка» на фронтовых импровизированных сценах?
В Москве, через 2 часа после просмотра в ЦДКА, мы уже выступали в Наркомате Обороны перед высшим командованием. Большой успех окрылил нас, и мы спешно приступили к выполнению задания: обслужить в дни празднования
И вот 5 ноября мы поехали по Волоколамскому шоссе среди вздыбленных надолб и противотанковых рвов, мимо разрушенных городов и сел.
В Ногинске на аэродроме остановился наш автобус, из которого выгрузились чемоданы, потом мы — артисты в ватных куртках, а вслед за нами — пианино «Малютка», тоже заботливо укутанное ватниками. Громадный самолет «Дуглас» гордо зафыркал моторами. В поднявшемся вихре
Сначала мы дрожали от холода, но горячая волна взаимной близости перекатывалась из «зала» на, так называемую, «сцену», согревая наши сердца.
После концерта нас окружили богатырские фигуры в меховых комбинезонах, летчики жали нам руки и клялись, что после возвращения с боевого задания на их самолетах появятся новые звезды, обозначающие количество сбитых вражеских «мессершмиттов».
Забота, которой нас окружали в армии, трогала нас до глубины души В
Мы уже заканчивали обслуживание частей авиации и ждали самолета, чтобы лететь в Москву, как вдруг явились представители одной Гвардейской пехотной части и просили сегодня же выступить у них. За 16 месяцев войны у них не было ни одного концерта. Нарушить приказ командования о вылете мы не имели права… Неожиданно началась пурга, погода оказалась нелетной! И вскоре мы уже выступали на составленных столах
Когда нам довелось попасть в густом лесу в селение, только что освобожденное от фашистов, потрясенные, слушали мы рассказы женщин и детей об ужасах, пережитых ими: немцы бросили 32 ребенка в колодец, а женщин избивали и вешали!..
Прощаясь с многочисленными новыми друзьями, мы унесли светлые воспоминания о
Из воспоминаний народного артиста РСФСР Святослава Григорьевича Ежкова (1926 -1993 гг.):
— Я пришел на сцену драматического театра в послевоенном 1946 году. До этого были два фронтовых года, контузия, госпитали. Часто думаю теперь, если бы не война — мог бы стать другим человеком, с иным характером, и жизнь бы сложилась
Война во мне перевернула все. На фронт я пошел добровольцем шестнадцати с половиной лет. Здоровьишко было слабое, в военкомате ответили отказом. Но я стоял на своем, потому что много не мыслил: если вся страна бьется в врагом, как же я могу быть в стороне. Воевал на Ленинградском фронте. Военные будни обрушились лавиной на сознание и психику — ведь был еще совсем не подготовленным к жизни юнцом. А приходилось еще командовать людьми, что в отцы годились. В конце войны я был в звании старшего лейтенанта. О чем бы ни думал я теперь, память всегда меня возвращает в те далекие годы, она живет во мне незаживающей раной, не дает очерстветь сердцу. Памятью о своих погибших товарищах меряю я сегодняшний день…
Закончилась для меня война 7 мая 1945 года — из боевого строя был выведен контузией. Когда, после долгих месяцев лежания в госпиталях, вернулся в Оренбург, врачи сказали определенно: ни о какой математики, которой я очень увлекался в школе, не может быть и речи. Организм после контузии должен окрепнуть. Чтобы занять себя
Из воспоминаний народной артистки РФ Александры Павловны Жигаловой (род. 1929 г.):
— В 1941 году, сразу после начала войны, отца на фронт забрали и мы о нем ничего не знали. Он служил связистом и, слава богу, вернулся с войны. А мы с мамой 3 года провели в оккупации! Мое счастье, что мне тогда не было пятнадцати лет, с этого возраста немцы угоняли в Германию. Угнали всех соседских девчонок. Это был настоящий кошмар!
Немцы с музыкой входили в наш город, а мы сидели на заборе и наблюдали, до сих пор помню ту немецкую песню. Во все дома немцы на постой устраивались. У нас их было очень много и у всех были фотографии жен, детей, матерей. А первым делом фашисты поставили на главной площади города виселицу, которая никогда не пустовала. Нас же, жителей, постоянно сгоняли туда смотреть на эти казни. На месяц нас освобождали русские солдаты, но потом опять началось контрнаступление немцев. Это был кромешный ад, и я была в нем! Началась сильная стрельба, пулеметные очереди… Небо — черное от немецких самолетов. На этот раз в город вошли эсэсовцы, про них говорили, что им нет разницы: собаку ли человека убить. Мы с мамой укрылись у дедушки в деревне. Не шли туда, а буквально ползли. От города камня на камне не осталось, наш дом развалился как карточный. До 1943 года жили у дедушки. А отец в это время, оказывается, совсем рядом на Курской дуге воевал. Когда наши войска начали наступление — земля вся горела от взрывов, стрельбы, атак… Чудом мы пережили это время. В конце 43 года мы вернулись в Белгород. Мама с дедушкой на развалинах нашего дома стали делать
На руинах города целыми остались лишь театр и здание старинного собора. Мы с
Из воспоминаний заслуженного артиста РФ Василия Павловича Шура (1936 — 2012):
— Моему сценическому персонажу Ярославу Мудрому, который практически находится на смертном одре, шут Соколко говорит: «Ты еще по
Отец и старший брат ушли на фронт. Нас осталось у мамы пятеро детей. Начало войны застало нас в деревушке Буйновичи белорусского Полесья. С приходом в наше поселение фашистов первое время мы еще
Вот так мы блуждали по лесу, брат Иван
В 1944 году в выгоревшем здании военного городка решили сделать школу. Сделали крестообразные столы, стулья. Из нескольких досок сбили школьную доску, на которой писали угольками. Дети из разных землянок каждый день за 5–7 км приходили в школу учиться. В семь лет пошел и я в первый класс. Хорошо еще, если на весь класс был один букварь! Гимн Советского Союза учили
В свободное от занятий время мы, дети, стали зарабатывать себе одежду тем, что сдавали древесный пепел для удобрения полей. Я нажег чуть больше трех килограммом — получил пиджак и взрослые брюки, которые сестра мне аккуратно перешила. Так и прошла война. Белоруссия была оккупирована 1100 дней. Выжить в оккупации было большим чудом!
И вот теплым весенним майским утром нам постучал в землянку бригадир и сказал, что война закончилась! Мы все выбежали во двор! Нарочно не придумаешь, как было красиво в то утро! Как будто вся природа и господь бог украсили мир. Ярко светило солнышко и его свет отражался в капельках дождя, молодая травушка еще не набрала силу, но уже была ярко зеленая. Накануне ночью прошел дождь, и мы плескались в теплых лужах, визжали и кричали от великой радости. А устав визжать, мы перешли на плач — такие эмоции переполняли нас, когда мы узнали о Победе!