Главная >> Навечно в строю >> Бражников Иван Моисеевич

Бражников Иван Моисеевич

Иван Моисеевич Бражников, сержант, стрелок-радист 132-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, родился в 1915 году в городе Оренбурге в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Рано лишился родителей, воспитывался в детском доме. После окончания шести классов работал в литейном цехе рабочим. В ноябре 1937 года был призва в Красную Армию. Окончил школу младших авиаспециалистов. Участвовал в освобождении Западной Украины в 1939 году. С начала Великой Отечественной войны и до победы над Германией воевал на Юго-Западном, Калининском, 1-м Белорусском фронтах, участвовал в оборонительных боях под Одессой, в обороне Москвы, освобождении Украины, Белоруссии, Советской Прибалтики, разгроме врага на территории Германии.

Звание Героя Советского Союза И. М. Бражникову присвоено 27 марта 1942 года за три сбитых самолета противника в одном воздушном бою и проявленные при этом отвагу и мужество.

Во время Великой Отечественной войны 2420 авиаторов было удостоено звания Героя Советского Союза, в том числе несколько стрелков-радистов. И в этих нескольких есть и наш землаяк И. М. Бражников. На его счету около ста боевых вылетов и три вражеских истребителя, сбитых в одном воздушном бою. Как стрелок он обладал высокой точностью огня, как радист не имел ни одного случая потери радиосвязи, надежно обеспечивал командиру управление в бою. Бражников отличался большой силой воли, отвагой и мужеством. Эти его качества особенно ярко проявились в полете в минуты, когда экипаж попадал в трудные ситуации. Вот только один полет.

26 июля 1941 года экипаж бомбардировщика в составе командира Локтева, штурмана Навроцкого и стрелка-радиста Бражникова вылетел в сопровождении звена истребителей для нанесения удара по переправе через реку Днестр. При подходе к цели из-за облаков вывалилась десятка фашистских истребителей. Звено наших истребителей прикрытия завяззало неравный воздушный бой. Бомбардировщик было атакован тремя «мессершмитами». Один из низ направился в хвост бомбардировщику. Но Бражников был начеку. Как только «мессер» подошел на близкую дистанцию, стрелок нажал гашетку пулемета, и трасса огня впилась в кабину «стервятника». Самолет со свастикой на киле рухнул на землю. Теперь бомбардировщик атаковали два истребителя противника. Длинной очередью из пулемета Бражников сбил еще одного из них. Оставшиеся «мессеры» подошли вплотную к нашей машине и зажгли ее. Но экипаж продолжал полет к цели на горящем бомбардировщике, который мог взорваться в любую минуту. Вот и переправа. Бомбы, сброшенные залпом, сделали свое дело.

— Цель накрыта! — доложил штурман.

Локтев, маневрируя от зенитного огня, уходил с разворотом и со снижением домой. Вражеские истребители снова начали атаки, намериваясь добить бомбардировщик. Один «мессершмит» пронесся над экипажем, подставив свое «брюхо». Бражников всадил туда очередь из пулемета и подбил истребитель.
Обгорелых, чуть живых Навроцкого и Бражникова подобрали пехотинцы и оказали им помощь. Локтева нашли мертвым.

За уничтожение переправы через Днестр и проявленные при этом отвагу и мужество весь экипаж был представлен к высшей награде Родины.
После войны И. М. Бражников окончил 10 классов, два курса института, работал заместителем директора Орского машиностроительного завода.

Проживал в Оренбурге, скончался 8 апреля 1991 года